Однажды в ходе очередной встречи с читателями один из них сказал мне:
— Я не люблю историю своей страны!
Он был русский человек и говорил о России. О нелюбви к ней, потому что не любить историю своей страны означает не любить Родину. В последнем определении гораздо больше смысла, чем в слове «страна»: онтологическое содержание шире и глубже. Любить страну, в которой живёшь, не означает любить Родину, потому что в определении «страна» нет историзма. Любовь к Родине означает прежде всего любовь к прошлому и гордость за соотечественников. Человек, который любит Родину, готов за неё пострадать, готов переживать вместе с ней временные трудности и преодолевать проблемы. Любить страну означает любить место, где имеется кров и стол, которое можно и поменять без сожалений на более сытное место. Убери историю – и Родины нет, есть место для существования, а если у этого места есть название, то это страна. Не любить историю своей страны – это значит не любить Родину.
Человек существует в разных измерениях. Первичным является биологическое существование, связанное с удовлетворением биологических потребностей: от регулярного поедания продуктов до регулярного секса. Второе измерение – социальное, связанное с удовлетворением социальных потребностей: от потребности в эмоциональных связях (дружба, любовь, компания) до реализации способностей (подъём по социальной лестнице). Эти два аспекта бытия даны всем в той или иной степени, их можно получить в любой стране. При этом Родина может быть элиминирована даже как понятие.
Но есть ещё одно измерение, которое дано не всем, только избранным. Человек может быть субъектом истории. Шанс стать историческим, а не только биологическим и социальным существом у человека появился, когда появились государства. В первобытное время нечего описывать, кроме материальной культуры, неизменных ритуалов и мифологем, на которых зиждется первобытное общество. Первобытный человек атемпорален. У него есть личная жизнь, но нет истории. Сто лет и тысяча лет для первобытных людей проходят одинаково, не оставляя следа. «Здесь время застыло!» — часто замечают цивилизованные люди, оказавшись среди первобытных. Не случайно это время называется «доисторическим».
Душа – величина векторная, поэтому человек – существо интенциональное. Существовать в двух «обязательных» измерениях для него мало, поэтому каждый народ лелеет свою историю, сколь бы мизерабельна она не была. Страна Чили – удивительная, экзотичная, но, побывав в ней, я больше всего поразился одному факту. Около полутора веков назад случилась война между Чили и Боливией (в союзе с Перу). Было «великое морское сражение» при г.Икике, в которой погибли 28 человек чилийцев.
Таблицу умножения чилийцы, окончившие 8-летнюю основную школу, не знают, её преподают в 9 классе на платной основе. Покупая на рынке сувениров в Сантьяго 10 брелочков «типико» по 10 песо каждый, я долго ждал, когда продавщица на калькуляторе прибавит 10 к 10. Полюбопытствовал насчёт её образования. Оказалось – полное среднее, 8 классов. Показал ей действие умножения на калькуляторе, она отнеслась с недоверием, пересчитала через сложение, — и была очень удивлена. Похоже, что этой даме средних лет никто никогда ничего не говорил за умножение. Смех смехом, но, спросив у местных русских, неужели эта дичь есть правда, или мне не верить своим глазам, услышал следующее. В Чили действует программа образования, разработанная в США для развивающихся стран. Поэтому русские учат своих детей умножению и делению тайком. Сын одной петербурженки, преподающей в консерватории в Сантьяго, имел неосторожность выдать слишком быстрым ответом на математическое задание знание таблицы умножения в шестом классе, — и был дисциплинарно наказан. Его мать вызвали в школу и предупредили, чтобы она не вмешивалась со своими дикими русскими понятиями в научно обоснованный учебный процесс. С этим в поднадзорных США странах строго: всякие «некоммерческие структуры», богато финансируемые Госдепом, зорко бдят, чтобы уровень образования не превышал допустимый для «третьих стран» лимит.
К тоже же, похоже, потихоньку поддвигают и нашу, некогда лучшую в мире систему образования. Иначе зачем было её, лучшую в мире, так упорно реформировать?
Таблицу умножения многие чилийцы не знают, а имена 28-ми героев, павших в самой великой битве, все знают с 1-го класса наизусть. В каждом городе стоит им памятник, а место их захоронения в г.Вальпараисо, – это огромный комплекс, куда непрерывно возят экскурсии, все чилийцы обязаны там побывать и отдать честь. Президент и парламент ежегодно честь отдают, начиная с 1880 г. Они знают: нацию сплачивает не сытость (в Чили уровень жизни выше, чем во Франции), а память о героях. Это главное культовое место государства, его алтарь, доказательство того, что у Чили тоже есть история, а чилийцы – исторический народ.
Кстати сказать, 28 человек погибли не в Отечественной войне, где стоял вопрос: быть или не быть. Они погибли ради того, чтобы государство Чили могло оттяпать у Боливии кусок пустыни Атакама. Икике раньше Боливии принадлежал, чилийцы напали, оттяпали, — и не стыдятся, представьте себе. Гордятся, что «Атакама – наша». Человека, который посмеет даже не написать, а высказать какую-нибудь хулу на погибших, ждёт не общественное осуждение, — он окажется в медных рудниках в пустыне, откуда если возвращаются, то недолго харкают зеленью, потом умирают. Вот такое, простите за выражение, полное бильжо при полной свободе слова. Чили – вполне демократическая западная страна.
Сравните с историей подвига 28-ми красноармейцев у разъезда Дубосеково, с подвигом Зои Космодемьянской, и отношением к их памяти. Задайте себе вопрос: зачем кому-то надо осквернить память героев, пожертвовавших собой в Отечественной войне? Это не на них атака, это нам в поддых бьют. Чтобы людей, не любящих историю своей страны, было как можно больше.
Сакраментальный вопрос: можно ли любить историю России и за что? Попробую ответить молодому человку, поразившему меня словами, что он не любит историю своей страны.
Не будем вдаваться в историю Древнерусского государства, Московского царства, Российской империи, хотя и там много чем можно гордиться. Достаточно сказать, что к началу 20в. Россия была настолько привлекательна, что даже лидер Ирана Реза-хан (будущий Реза-шах, основатель династии Пехлеви) был поклонником русской культуры, полковником царской армии, воевал за Россию в первой мировой и мечтал присоединить Иран к России. Корейский народ и король просили о подданстве. Самым ожесточённым нападкам подвергаются последние сто лет истории России. Вот о них и поговорим.
Пословица гласит: всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Относительно народов можно перефразировать: все трагедии, которые не убивают народ, делают его сильнее. Двадцатый век – самый трагичный в истории России. Он начался с войны (русско-японской) и закончился войной (чеченской). В нём было четыре тотальных войны и три локальных, всего семь. Тотальные: первая мировая, гражданская 1918-1922 гг., Великая Отечественная, гибридная гражданская война 1991-1999 гг., которая унесла жизней не меньше, чем Великая Отечественная. Локальные: русско-японская, советско-финская, чеченская. В нём было четыре революции, изменявшие устои государства: 1905-1907 гг., февральская 1917 г., октябрьская 1917 г., 1991 г. Террористические атаки совершались почти непрерывно. Находятся люди, которые видят в этом предмет для критики и насмешек. А если беспристрастно и всерьёз, то нельзя не видеть: каждое десятилетие этого века было историческим и переломным, причём, не только для России, для всего мира. Никакой другой народ не выдержал бы таких испытаний. Можете насмешничать, но лично я вижу в этом предмет для гордости за народ. Над страданиями Иова и Прометея тоже можно потешаться, но это не умалит ни героизм Прометея, ни подвиг долготерпения Иова, потому что они небессмысленны. Вопрос о любви или нелюбви к истории России сводится к вопросу: был ли смысл в страданиях, испытаниях, подвигах? У чилийцев смысл был: они кусок пустыни с полезными ископаемыми оттяпали. Это всем демократам близко и понятно, ценности налицо: селитра, медь. У нас же, — огонь, вода и медные трубы. Так был ли смысл?
Как только человечество вышло на исторический простор, оно начало мечтать о Царстве счастья, равенства и братства. «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Кампанеллы – это уже квинтэссенции этих мечтаний. До них были Пифагор и Платон, а до них – древнеегипетские, древнеиндийские, древнекитайские сказания о «золотом веке». После Мора и Кампанеллы, – Сен-Симон, Фурье, Бакунин, Кропоткин… Маркс и Энгельс, которые тоже писали о Царстве Свободы. Причём, небеспочвенно: они подвели под многовековую мечту человечества убедительный политэкономический фундамент. Убедили многих, причём, не только в России. В современной благоразумной и вполне буржуазной Европе правят партии, возникшие, как революционные марксистские. Социалистическая партия, которая правит Францией, – это партия Жореса и одной из дочерей Маркса. СДПГ, входящая в правящую коалицию ФРГ, — это партия Бернштейна, Каутского, Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Английские лейбористы, – это бывшие революционные английские марксисты, рабочая партия. В начале 20в. духовный подъём, направленный к «Царству Свободы», был настолько силён, что кто-то должен был отважиться на это путешествие в будущее, чтобы проложить путь всему человечеству. Всё прогрессивное человечество взывало, подталкивало, благославляло, искало охотника на это дело, как Мессию. В опасный путь отправилась Россия, — под восторженные вопли прогрессивного человечества. Под алыми парусами пустилась в неизвестность. Это было путешествие во временах, попытка прорваться в светлое будущее человечества, в «Город Солнца». Может быть, Промысл заключался в том, чтобы отправить в это путешествие самый сильный народ, способный выдержать такое испытание?
Как в любом опасном путешествии, необходима была строгая дисциплина, поддерживаемая жёсткими мерами. Но разве Колумб и Магеллан никого не вешали на реях, не расстреливали? По дороге команда встретила орду жутких чудовищ-людоедов, которые, если бы не этот авангард человечества, могли бы уничтожить всех. Победили чудовищ в жестокой битве, потеряв 27 миллионов человек из команды, доплыли до места, где должен был быть по расчётам «Город Солнца». Убедились, что берег существует, но человечеству высаживаться на него ещё рано, недозрело человечество.
И вот возвратились, полностью выполнив задачу, которая формулировалась всем человечеством на протяжении тысячелетий. Корабль потрёпан, паруса выцвели и облохматились, команда поредела. И что же? Потомки тех, кто провожал, возглашая осанну, встречают ухмылками, насмешками, издёвками и не подпускают к тому, что принадлежит нам по праву. Всё вменяют в вину: строгую дисциплину, что с чудищами воевали не так, надо было без потерь управиться, что отстали технически и социально и т.д. и т.п. А мы их по-прежнему считаем братьями и надеемся на – пусть не благодарность, — понимание. Всё они понимают, но все места заняли и теперь их ничто не обрадует, кроме гибели корабля с названием «Россия». Величие замысла и воплощения этого грандиозного путешествия в будущее человечество до сих пор не осознаёт, на это нужны тысячелетия.
Бесполезного опыта не бывает, человечество долго ещё будет изучать уникальный исторический опыт Советского Союза и многое возьмёт на вооружение. Но уже сейчас мы должны гордиться своей историей. Более величественной истории не имеет никакой другой народ.
Браво, Виктор Викторович!
Недавно мне понадобилось определить смысловое значение слова СТРАНА.
Захожу в силлабарий Беликова http://russkieslogi.ru/znacheniya-slogov.html
Значение слога СТРА: Объединение независимых деталей в единое целое. Элемент или набор элементов множества самостоятельных, но связанных между собой, объектов (в данный момент, данными обстоятельствами). Часть множества. Объект, включающийся в какую-то систему. Система. Связанная группа.
По сути верно и почти полностью определяет слово страна. Правда, есть замечание. слогокорень РА накладывает определённую смысловую и образную нагрузку. Всё-таки это не просто объединение частей в целое, это объединение сущностных единиц в духовное целое.
Поэтому СТРАННИК — тот кто духовно “сшивает” страну в единое целое, в отличие от путешественника.
Итак, вот результат анализа на основе силлабария:
СТРАНА – пространство, в котором объединяются на духовном уровне
СТРАННИК — предназначенный соединять, “сшивать” духовное пространство
Полностью солидарен с автором! Виктор, спасибо за статью! Братству на Земле быть!
Втктор путает страну с государством. Страна — это место где ты родился (сторона и род, родина). Здесь все твое родное: поля, леса, реки, горы… и люди, населяющие твою сторонку, сторону, Страну являются твоими родственниками, родичаии, соплеменниками, твоим наРОДом.
Государство — это предприятие, которое позволяет органтзовать пространство страны (все, что под землей, на земле, над землей) и ее население. Если это предприятие создал народ, то предприятие (государство) будет народным и работать будет для народа и страны, если предприятие создается кучкой людей, то и работать оно будет на эту кучку и историю будет писать для этой кучки. Это хорошо показано в статье, только выводы ошиюочные сделаны. Человеку не нравится история, которую подсовывает ему государство. Человек чувствует, что ему врут, недоговаривают, подменяюь, перетосовывают. Просто у него нет достаточной информации. Как сказал Александр Дюма «История подобна гвоздю, на который можно повесить все, что угодно.»
А если историк не сговорчив, то можно повесть и его.
«И вот возвратились, полностью выполнив задачу…». А можно поподробнее о «выполненной задаче»?
О выполненной задаче. Русская революция дала полный, окончательный, решительный ответ на вековой вопрос человечества о том, каков путь к царству справедливости: ни в коем случае не революция! Общество меняется само по мере спокойного развития. Революция есть полный негатив, это выражение неверия в человека, в того же чиновника, что он может в массе стать честнее, добрее, человечнее. А это происходит именно в ходе спокойной эволюции общества. Дай нам Бог сейчас тех чиновников, которые были в царской России, тех хрестоматийных мздоимцев. Которые секли мужиков в ходе закупки лошадей для армии. Знаете за что секли? Мужики отказывались отдавать лошадей за 25 рублей. Говорили: «Не стоит моя лошадка столько, ваше благородие, не могу, Бог не велит лишнее брать, вот за 15 рублей отдам и в ножки поклонюсь, а двадцать пять никак взять не могу!» — «Да как ты смеешь Царю-батюшке противиться, Он установил такую цену!». И секли, и деньги впихивали. И никому в голову не приходило десятку прикарманить. Это Энгельгардт описывает в «Письмах их деревни». А после 1917г. пришли такие «пламенные» скороворы, что Сталину пришлось порядок наводить драконовскими методами, спасибо ему. Перед демократической революцией советские чиновники были таковы, что дай нам Бог сейчас таких! Вышли крикуны, обозвали всех ворами, волокитчиками, давай революцию устраивать! А потом пришли честные вроде Немцова, который выделялся среди демократических скороворов, повально грязных подлецов, повылазивших из грязи в князи, тем, что не было с ним коррупционных скандалов. И мы бы не узнали, если б посмертно не выяснилось, что гулял налево и направо и нагулял наследников, которые взялись наследство честного демократа дербанить. А наследство нехилое: более миллиарда долларов. Из каких таких зарплат? Всё меняется само собой. Я в 90-х дачу забросил совсем, потому что оттуда всё пёрли, даже диван, газовую плиту и т.д., ничего нельзя было оставить. А теперь даже дорогие инструменты оставляю, никто не трогает. Это не потому, что милиция стала честной и порядок навела. Просто, благодаря спокойному развитию, народ стал жить лучше, нищебродов не стало, а средний класс дачи не грабит. В 90-е даже железные решётки не спасали, а теперь маленький замочек вешаю. Поэтому, если крикуны-болотники, орущие «долой коррупцию», «долой путина» и т.д. начнут всерьёз страну расшатывать, возьму что попадётся в руки и пойду их мочить. И не надо мне говорить тогда, «они же дети», «они мирные, у них белые ленточки», «они вышли против коррупции» и т.д. Против коррупции есть два метода борьбы. Первый: не воруй! Второй: Колыма. Но не революция. «Цветные революционеры», такие честные на вид, доворуют всё, что ещё осталось. Ни одному не верю. Категорически за то, чтобы применять» столыпинский галстук» ко всем революционерам, невзирая на возраст, да ещё и к их родителям. На Болотной всех собрать и из пулемётов, безжалостно… По наивным, детским, честным глазам. Вот единственный правильный вывод из Великой русской революции.