КАК СПАСАЛИ УСАДЬБУ ГОНЧАРОВЫХ В 1994г.

(ПАМЯТИ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ГАЛИЦКОЙ)

(Доклад на Всероссийской Пушкинской конференции в Голицыно 12 октября 2013г.)

Многие из вас в той или иной степени знали эту невысокую, слепленную из необычайно подвижного материала женщину, которой было неизвестно состояние покоя. Знали потому, что она была неизменным участником ежегодных Пушкинских конференций, а в качестве ответственного работника Министерства культуры Московской области занималась организацией этого музея.

18

Мне с Галиной Васильевной удалось познакомиться, когда я работал в Калуге (редактором отдела культуры газеты «Весть», обозревателем газеты «Знамя», главным редактором «Приокской газеты»). Это было одно из самых интересных и благодатных знакомств в моей жизни. Галина Васильевна – из тех людей, в которых влюбляешься с первой встречи, а потом в общении прощаешь все. А прощать таким людям приходится многое: «неудобный» характер, фанатическую увлеченность своим делом, которой она буквально заражает, отрывая от не менее важных порой дел, общественных и личных. Если она «замагнитит», то заманит то на выставку народных промыслов, то в какое-нибудь старинное село, куда ты и не собирался за катастрофическим неимением времени. Вы будете ходить со скоростью черепахи, не проходя мимо потрескавшегося наличника или конька, а Галицкая будет засыпать вас скороговоркой о стилях, традициях, школах резьбы по дереву. Если увидит мирно дремлющую на завалинке старушку – своими совершенно «свойскими» расспросами вернет ее в такие времена, что бабушка забудет о возрасте и расскажет о том, о чем – думала – лет пятьдесят назад уже забыла. Галина Васильевна вызывала такое доверие, что пожилые люди почти сразу переходили с ней на «ты», беседуя, как с родственницей или соседкой. Когда мы с ней заехали к одной из последних мастериц, делавших знаменитые ныне, во многом благодаря Галицкой, хлудневские глиняные игрушки, Самошенковой, та обращалась с Галиной Васильевной, как с дочерью.


Если Галицкая забывала о своем деле, то только ради других людей. Когда в 1991г. она появилась в моем кабинете с конкретной целью публикации своего материала, это было спустя примерно неделю по смерти известного краеведа Генриэтты Михайловны Морозовой (в крещении Елизаветы). В разговоре мелькнуло ее имя – и Галицкая вдруг начала говорить о Морозовой, да так, что я поспешил включить диктофон. Боль от потери, профессиональная оценка сделанного Морозовой… Часа два говорила о своей подруге, сотруднице, сопернице (вместе проводили дни в областном архиве, соперничая: кто интереснее документ найдет). С каким тактом, достоинством! О своем деле забыла.

Категорический императив Канта гласит: «Относись к людям так, как будто ты хочешь, чтобы это отношение стало всеобщим законом». Он подразумевает исходить из того, что человек есть «в-себе». В книге «Последнее дело Пушкина» мной показано отличие в отношении к людям Пушкина и его жены, которое стало одной из причин трагедии. Наталья Николаевна, будучи добрым и тактичным человеком, относилась к людям, как относится большинство т.н. «нормальных» людей, а именно: если другой человек относится к тебе хорошо, и ты отвечай тем же, особенно если это влиятельный человек. Пушкин всегда обращал внимание на то, что тот или иной человек есть «в-себе», заслуживает ли он уважения. И если он не заслуживал уважения по делам своим, то, невзирая на хорошее отношение к нему, Пушкину, — со стороны Пушкина ответного уважения добиться было невозможно. Поэтому у поэта не сложились отношения с фельдмаршалом Паскевичем, министром Уваровым, великим князем Михаилом Павловичем, которые начинали Пушкину покровительствовать. Без взаимного уважения покровительство обратилось во вражду. Галицкая враждовала со многими влиятельными людьми точно по таким же основаниям. Она говорила: «Эта чиновница льет мне на голову елей, а сама памятники распродает. Как я могу ее уважать?!». Не прощала равнодушия и формального отношения. Но если она видела, что человек не фальшивит, — прощала все, даже нелестные определения в свой адрес, сказанные сгоряча. Она была огонь, но благодатный, не обжигающий правдивых, но испепеляющий фарисеев.

Предметом ее особых забот была усадьба Ахлебинино, историю которой она проследила до первых владельцев, князей Охлябя-Хворостининых. С последней хозяйкой усадьбы, Ириной Коншиной, у нее установилась как бы духовная связь через времена. Коншина была замечательный человек. Американка, успешная оперная певица, вышла замуж за русского (тогда для американок это было честью не меньшей, чем ныне русской выйти замуж за американца), приняла православие. В Ахлебинино она организовала артель кружевниц, которая стала поставщиком Императорского Двора. Восстанавливая облик разрушенной усадьбы по архивным материалам, Галицкая выяснила, что калужские чиновники поставили под охрану в качестве церкви гараж психбольницы, который в 30-е годы был котельной, построенной из кирпича разрушенной церкви. В то же время, настоящую церковь, разобранную до цокольного этажа, где в советские годы размещался магазин, продали частному лицу. Когда она попыталась восстановить истину, со стороны чиновников началась борьба за «честь мундира», ее пытались сделать изгоем, распространяли порочащие слухи, откровенно грубили. Она обратилась в прессу и здесь не везде нашла понимание. В одной газете ее статью взяли с обещанием напечатать, месяц раздумывали, а когда она пришла забрать свою рукопись, которая была в одном экземпляре, сказали, будто потеряли и добавили: «И нечего здесь ходить!». Пошло откровенное провинциальное хамство. Мне пришлось посвятить много времени разоблачению калужских чиновников и некоторых журналистов. Была серия публикаций,- и ложь и фарисейство чиновников были выявлены. Галицкая, как всегда, оказалась права. Следует назвать «героев», прозвучавших в публикациях: председатель областного отделения ВООПИК А.Днепровский и директор Дирекции по охране памятников истории и культуры Т.Голоушкина (1,3).
Впервые на Полотняном Заводе она оказалась, когда работала на «Мосфильме». Снимался фильм «Ищу свою судьбу», герой которой в финале говорит: «Если б я задумал написать Родину, я писал бы с этого места». Галицкая отправилась на поиски ландшафта, где эта фраза звучала бы органично, — и нашла его в Полотняном. С тех пор она каждый год снимала здесь дачу, стала самой компетентной исследовательницей-краеведом. Она раскрыла совершенно удивительные страницы истории. Полотняный известен производством бумаги и полотна, но кто бы мог знать о таком народном промысле, как производство прядильных («пряшных») станков? Оказывается, жители Полотняного Завода были основными поставщиками пряшных станков на Украину. На месте он стоил три рубля с небольшим, а на Украине 5-8 рублей. Только в годы НЭПа, в 1926-27гг. было вывезено 285 тысяч станков. Для их упаковки была построена целая рогожная фабрика. В огромных количествах производились в Полотняном клетки для птиц. Это промысел тоже начинался, как подсобный для основного: канареечного. Полотнянозаводцы овладели таким тонким искусством, как разведение и обучение кенаров, которые пели, как соловьи и пользовались большим спросом вплоть до Китая. Над каждым домом надстраивался просторный светлый мезонин для канареек. До революции канареечный промысел приносил до 12 тысяч рублей дохода в год. Эти интересные факты Г.Галицкая восстановила по архивным материалам (6), равно как историю народной библиотеки, работавшей до революции в Полотняном Заводе (7).

Тен В В, Галицкая Г В,на балконе зап флигеля

Когда в конце 80-х началось восстановление усадьбы Гончаровых, Галицкая взяла этот процесс под свой личный контроль. Она считала буквально каждую доску и каждую паркетину. Ругалась с прорабами, воспитывала рабочих своими рассказами о значимости этого места. Помню, приезжала, говорила: «Не хватает несколько кубов стройматериалов, кто-то налево пустил!» — и подавала заявления куда только можно. В 90-е годы воровали повсеместно, но трудно было что-либо украсть под таким контролем. Калужским чиновникам ей бы зарплату платить, но в основном, чиновники, распоряжавшиеся фондами, ее ненавидели, непонятно почему. Ее называли «человеком со стороны» и третировали на этом основании. Поэтому имиджевой статье о Галине Васильевне мной было дано «провокационное название» «Человек не со стороны» (2). Она размножила эту статью и ходила по кабинетам, «вооружившись» ею.
Воскресенье в середине июля 1994г. стало днем ее жизненной Голгофы. В этот день началось разрушение исторической среды памятника истории и культуры Полотняный Завод. Где-то в московских кабинетах возник грандиозный проект запрудить малые реки России гидроэлектростанциями, хотя ГЭС на равнинных реках никто в мире давно не строит. Разумеется, это была очередная афера с целью выбить деньги из бюджета. С этой целью решили построить показательную ГЭС в Полотняном Заводе, устроить демонстрацию с приглашением В.Черномырдина. Музея в Полотняном тогда еще не было, помешать было некому. Бульдозеры начали равнять живописный берег у каменной плотины 18 века, готовили площадку для стенобитной машины, которая должна была разрушить плотину.

Предполагалось спустить воду и встроить турбину в новодельную плотину. Кто был в Полотняном заводе, тот знает, что дворец стоит у самой воды. Автомобили подъезжают на уровне середины первого этажа, а потом посетители спускаются к входу. Спуск воды неизбежно привел бы к затоплению здания. Плюс разрушение исторической плотины, которая сама по себе является памятником. Плюс работающая ГЭС в ста метрах от будущего музея.

Работы начались в воскресенье, потому что не было никаких согласований, не было проекта, не было экспертиз. Плотину рассчитывали разрушить буквально за день. И они бы это сделали, если бы не Галина Васильевна, которая буквально легла под бульдозер. Потом убедила рабочих повременить с вандализмом, а сама бросилась собирать жителей поселка, организовала вахты. Сама поехала в Калугу, где ходила по кабинетам, — чиновники делали недоуменные лица, — посылала за свой счет длинные телеграммы во все центральные инстанции. Выяснилось, что этот вандализм затеяло Министерство сельского хозяйства по согласованию с поселковыми и районными властями (глава Дзержинского района В.Бабурин, глава поселка «Полотняный завод» З.Усатова, — 5). Отношение местных властей иллюстрирует реакция главы района: «Телефонный разговор с главой администрации Дзержинского района Бабуриным В.С. Заявляет, что согласовывать « с культурой не будет, ибо вся власть и земля поселкового совета». Соблюдение Закона по охране памятников назвал «капризом» (там же, — в статье Г.Галицкой, написанной по свежим следам этих памятных событий). В настоящее время В.Бабурин – председатель Законодательного Собрания Калужской области, заслуживший, чтобы его имя тоже сохранилось для истории.
Появилась моя заметка «Бульдозер против памятника» (4). Так как из-за Галицкой «блицкриг» не удался, инициаторы сами объявились на месте событий в лице зам. министра со свитой: решили «продавить» авторитетом власти. В Полотняном Заводе состоялось совещание, где на Галицкую «давили», как могли. Мол, Полотняный Завод станет известным, благодаря ГЭС (Пушкина им, разумеется, недостаточно для славы). Это были люди такого склада, для которых имя Пушкина ничего не значит. «А хотя бы и Пушкин, — сказали Галицкой, — Ты-то здесь при чем?! Тебе Пушкин кто?…».

Галина Васильевна ответила. Тогда мне ее ответ показался, как и всем, безумным. Теперь я понимаю, что это был единственно разумный ответ в той абсурдной ситуации, когда приходилось разговаривать с людьми, на которых культурологическая логика не действует. Наоборот, глупо было бы внятно что-то втолковывать. Мол, Пушкин здесь неоднократно подолгу бывал, здесь выросла его жена, размещался штаб Кутузова… В стенку горохом…

— Кто мне Пушкин? – сказала Галина Васильевна, — Да я от Пушкина сына родила!

Больше никто ничего не сказал. Все поняли, что имеют дело с человеком, который не только под бульдозер ляжет, но и под танк, но своего добъется. Отступились супостаты от Полотняного завода.
Фраза «навсегда останется в наших сердцах» часто звучит дежурно. Но это случай особый, потому что Галина Васильевна Галицкая совершила подвиг, а подвиг значит не меньше, чем гений. Как сказал поэт Александр Кушнер

Должно быть, время наше трудно,
Но думать было бы абсурдно,
Что были легче времена.
А хоть и были, мы не дети.
И мы рассчитаны на эти,
Не мы, тогда никто на свете
Их не снесет…
…Прямой поступок – вот реальность
Не меньшая, чем гениальность,
Его пример и моментальность
Слепят, как дуговой разряд….

Литература
1. Галицкая Г.В., Тен В.В. Как «кочегарку» приняли за церковь// «Знамя», 16.04.1994
2. Тен В.В. Человек не со стороны// «Весть», 14. 05. 1994
3. Тен В.В. Юпитер, ты сердишься?!…// «Знамя», 28.05.1994
4. Тен В.В. Бульдозер против памятника// «Знамя», 22.07.1994
5. Галицкая Г.В. Пытаются спасти памятник истории и культуры от вандализма властей жители Полотняного Завода// «Знамя», 3.08.1994г.
6. Галицкая Г.В. Канарейка Натальи Гончаровой// «Приокская газета», №9, 1999
7. Галицкая Г.В. «Предписываю объявить…»// «Приокская газета», №12, 1999
8. Подвижница земли Калужской// «Весть», 7.03.2013
Примечание: Библиография работ Г.Галицкой имеется в отделе краеведения Калужской областной универсальной научной библиотеки.

Запись опубликована в рубрике Статьи, Пушкин с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: КАК СПАСАЛИ УСАДЬБУ ГОНЧАРОВЫХ В 1994г.

  1. Валентина Гулиева говорит:

    17.01.2013г отошла ко Господу Галина Васильевна Галицкая.. Упокой Господи душу усопшей рабы Твоей Галины, прости ей вольные и невольные грехи, даруй ей Царство Небесное и сотвори ей вечную память.
    Я хочу почтить ее память небольшим воспоминанием о нашей очень короткой встречи с нею. По Промыслу Божьему, за полгода до смерти Галины Васильевны, нам, приходу храма Успения Пресвятой Богородицы села Ахлебинино, довелось встретиться с этой чудной женщиной. Незадолго до праздника Успения Пресвятой Богородицы, как раз мы украшали Плащаницу Царицы Небесной для Храма Иоанна Предтечи города Калуги, произошла моя первая встреча с Галиной Васильевной. Вошла ко мне в дом, маленькая женщина , в светло коричневом плаще, с рюкзаком за плечами и кучей пакетов в руках. Зайдя в зал, где мы работали над Плащаницею, она в восторге стала разглядывать и хвалить красоту Плащаницы. Но когда я ей показала Плащаницу Богородицы вышитую для нашего храма, она была еще в более, неописуемом восторге. У нее выступили слезы, она стала нас целовать и говорить: «Неужели я дожила до того времени, когда своими глазам вижу исполнение своей мечты, дела всей моей жизни. И это чудо будет находиться в НАШЕМ храме, в Ахлебинино?»
    — «Да, Плащаница освящена и уже на ней служили молебен на Успение Пресвятой Богородицы в 2011году. Народу в храме было так много, что многие люди стояли около храма. Тогда причастилось только около 27 детей, не считая взрослых». Потом будет еще несколько встреч, благодаря чему мы хоть частично узнаем о нашем селе Ахлебинино, с его почти 600-летней историей, и получаем из ее рук две статьи о истории Ахлебинино и помещице усадьбы Ирине Яковлевне Коншиной, которая до революции создала в Ахлебинино и близлежайших деревнях вышивальный промысел, где вышиванием занималось более 600 вышивальщиц. Но Господи, знать бы тогда, что это наши последние встречи с нею. Может быть мы больше бы расспросили об истории нашего села. Ведь она почти 40 лет положила на изыскательные работы по возрождению усадьбы Ахлебинино, но ВОЗРОЖДЕНИЯ УСАДЬБЫ к сожалению не состоялось. Слава Богу, что по милости Божией у нас строится храм, который тоже в свое время построила И.Я.Коншина, и освящение которого состоялось 16апреля1916г.
    В статье «Подвижница земли Калужской» (наименование газеты у меня нет) вышедшей в январе прошлого года, группа друзей и единомышленников пишет: «из столицы пришла печальная весть: умерла Галина Васильевна Галицкая- человек для калужан не чужой, хотя жила она в Москве Прочная связь с землей Калужской у нее установилась с далеких 60-х,когда ее, помощника режиссера на «Мосфильме», отправили искать по всей России место для съемок фильма «Ищу свою судьбу», где бы убедительно звучала фраза главного героя: «Если я захотел написать Россию, я писал бы ее с этого места». Галицкая нашла его в Полотняном Заводе, а потом узнала, что именно здесь Пушкин написал строки: «Румяной зарею покрылся восток, в селе за рекою потух огонек…».И нашла свою судьбу, прикипев к Калужской земле всей душой… Эту невысокую женщину с неизменным рюкзачком хорошо знали деятели культуры, писатели, художники, священники, журналисты… Потратив много лет на полевые и архивные исследования, она восстановила архитектуру и историю усадьбы Ахлебинино, где местные мастерицы выделывали кружева, поставляющиеся императорскому двору. Написала об этой Усадьбе книгу, которую, к сожалению, не успела издать. В Интернете, в статье об Ахлебинино, есть фраза: «Подробнее об этом можно узнать у Галины Васильевны Галицкой». Такой ответ многое значит. Работая в Министерстве культуры РФ, Галина Васильевна курировала создание с нуля музея-заповедника А.С.Пушкина в Голицыне и Захарове (Московская обл.), где в усадьбе бабушки прошли детские годы Александра Сергеевича. В настоящее время это один из крупнейших музеев – заповедников, в котором ежегодно проходят Международные Пушкинские чтения.… героическая строка биографии Галины Васильевны Усадьбы Полотняный Завод, когда в лихие 90-е высокопоставленные московские чиновники решили «освоить средства» построив ГЭС в непосредственной в непосредственной близости от Усадьбы Гончаровых, где ныне работает музей А.С.Пушкина. Для этого планировали снести платину 18 века, а вся усадьба была бы затоплена. Работы уже были начаты…Но Галицкая буквально легла под бульдозер, собрало местных жителей, обратилась в прессу. И ПОБЕДИЛА! Не будь таких людей, как она, в 90-е годы мы потеряли бы гораздо больше, если не все. Вечная память подвижнице земли Русской, калужанке по духу Галине Васильевне Галицкой! Группа друзей единомышленников».
    Моя дочка рассказывала, что когда в Ахлебинино проводили газ, и хотели трассу провести по липовой аллеи, посаженной Коншинами, Галицкая такое устроила…, что газ по аллее не повели. Жаль, что как в вышеописанной статье наши жители села не встали на защиту и восстановление Усадьбы Ахлебинино, а то и у нас бы в Ахлебинино был свой музей – заповедник. Жаль, что мы не смогли многого узнать у нее. Не думали, что так быстро уйдет от нас Галина Васильевна. Помяни Господи и душу усопшей рабы Твоей Ирины (Коншиной),прости ей вся согрешения вольная и невольная и сотвори ей вечную память. Я часто думаю о том, как мы часто суетимся в этой жизни о делах, не ведущих в жизнь вечную. Добиваемся чего то, с нашей точки зрения, очень нужного для нас самих, для семьи, карьеры и т.д. Порою достигаем высоких высот, положений… но вот пришел наш последний час… слава Богу если мы уже успели придти к Богу, исповедались и покаялись в своих грехах, соединились с Господом в Таинстве Причастия, то нам будет надежда на спасение нашей бессмертной души. Сам Господь сказал: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»(Мк.8,36-37). А если нет? Если мы не встретились с Господом, вернее не захотели сами встретиться с Ним. Господь зовет, стоит около двери сердца человека и стучит, и кто откроет Ему, к тому войдет Господь в сердце и будет обитать там. Почему я заговорила о последнем часе, то есть о смерти? Чтоб мы вспомнили, часто ли долго хранится память о умершем? По православной традиции умершего человека хоронили на третий день, он лежал дома, окруженный своими близкими, все три дня до отпевания читалась над ним Псалтирь, эта великая книга, отгоняющая бесовские силы от души человека. Ведь умерло только его бренное тело, а душа жива и вся трепещет от вида окружающих ее страшных бесов. А сейчас чаще всего хоронят прямо с морга, подвезли к дому, совершили, Слава Богу, некоторым чин отпевания и на кладбище. Постояли у гроба, выслушали хвалебные речи, положили гроб в землю… и уже, когда едут назад к поминальной трапезе, многие болтают о своем и чужом, забывая подумать об участи души умершего и о своей души. Мы все смертные, а души наши вечные, и достойные стоят у Престола Божия и молятся о нас. Может и душа рабы Божией Галины (Галицкой), там, в вечных обителях молит о строительстве нашего дорогого храма Успения Пресвятой Богородицы. Ведь последние слова ее были: «теперь я могу спокойно умереть, так как увидела людей, которые продолжат мое дело».
    Я дивлюсь милости Божией, что столько неравнодушных людей (в Москве, Самарканде, Самаре и др.), которые переживают с нами и радуются о восстановлении храма в селе Ахлебинино. И вот слова моей сестрички во Христе, Алочки из Самары: «Мы очень верим, что когда –то среди вековых лесов. На величественном берегу Оки, зазвонят веселым перезвоном колокола Успенского храма. Тихим стоном отзовется этот перезвон в душах блудных сыновей и дочерей. Они вернутся в чертоги родные к своему любящему Отцу, чтобы уже никогда не разлучаться с Ним».
    Член прихода, храма Успения Пресвятой Богородицы села Ахлебинино Гулиева Валентина.

  2. Эдуард говорит:

    Здравствуйте,Валентина! Спасибо. Как с Вами можно связаться? Галицкий Э.В.

    • валентина говорит:

      Здравствуйте Эдуард! Очень рада что нашла с Вами связь. Слава Богу 25.04.2015г. открылась выставка в Духовно — Просветительном Центре «ФАВОР», по адресу Калуга ул. Театральная 33/13. «ВЫСТАВКА прихода строящегося храма УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ села АХЛЕБИНИНО».
      В честь «99 летия ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» состоявшегося 16/29 апреля 1916г. в субботу Светлой седмицы, устроительницей которого была И.Я.Коншина, на месте которого восстанавливается новый храм, «ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫШИВАЛЬНОГО ПРОМЫСЛА с. АХЛЕБИНИНО» (организованного помещицей Ириной Яковлевной Коншиной в дореволюционное время), и в ПАМЯТЬ ДВУХЛЕТИЯ со дня смерти (17.01.2012) Галицкой Галины Васильевны, положившей более 35лет на изыскательные работы по усадьбе Коншиных и храму Успения Пресвятой Богородицы в с. Ахлебинино.
      На выставке показаны работы членов прихода и двухмесячного вышивального кружка 2011г. бывшего в средне – образовательной школе с.Ахлебинино. Предоставлены старинные работы мастериц с. Ахлебинино. Выставка сопровождается историческими материалами, но к сожалению исторических материалов мало. Эдуард снетерпением буду ждать Вашего ответа. МИЛОСТИ БОЖИЕЙ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *